Югославское кино 80 х про любовь

Югославское кино 80 х про любовь

About Песни китайского милитаризма
Profile
amagnum
Page Summary
[#] (no subject)
[#] (no subject)
[#] (no subject)
Navigation
Recent Entries
Archive
Friends
Profile
samlib.ru/m/magnum/
Share
Flag
April 2020
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Исторические фильмы Югославии Feb. 25th, 2012 @ 10:55 pm

Этот список будет гораздо короче. Складывается впечатление, что в титовской Югославии средние века не поощряли. Маршал Броз строил новую единую нацию, поэтому основная масса исторических фильмов была посвящена ВМВ и победе единого югославского народа. Тогда как древние цари и короли Сербии, Боснии или Хорватии вроде Стефана Душана, Твртко или Томислава на экран не попали. Неудивительно. После смерти маршала мало что изменилось и мало что успели.

"Seljačka buna 1573" (1975 г.)
"Крестьянское восстание 1573 года", он же "Anno Domini 1573".

Задавленные тяжелыми налогами и произволом австрийских феодалов, словенцы и хорваты (то есть почти югославы) подняли мятеж.

За пределами этих стран событие малоизвестное, но в души аборигенов запало глубоко, поэтому по сей день вспоминают, с фестивалями и реконструкторами. Увы, и фильм (снятый к 400-летнему юбилею) не ушел далеко от реконструкции. Честное слово, иногда напоминает какую-то историческую постановку для Би-Би-Си. Натурализм (зверские расправы над повстанцами) зашкаливает — не сразу и поймешь, кто здесь такой затейник — средневековые австрийцы или современные киношники. И затянут, затянут — его бы порезать процентов на 50. Хотя тут и там встречаются сильные драматические моменты и любопытные режиссерские находки.

Время от времени изображение на экране превращается в как-бы-средневековую гравюру и наоборот. Я предпочел разместить здесь гравюру.

"Банович Страхиня" (1981 г.)
В советском прокате — "Закон любви", в европейских странах — "Сокол" или "Месть Сокола".

Европейский многостаночник Франко Неро в роли сербского рыцаря, владельца небольшой крепости на южной границе. Банда турецких дезертиров сожгла его замок, убила всех домочадцев и похитила жену. Один в поле не воин, и герой отправляется просить помощи у своего тестя, могущественного и влиятельного князя. На дворе тем временем 1388-й год, и the end is coming.

Эпические батальные сцены отсутствуют, нет даже эффектных поединков, кому суждено погибнуть — погибают скучно и/или грязно. Грязное средневековье как оно есть. Кроме того, это кино про любовь, но в хорошем смысле этого слова. Если смотреть в дамском обществе — дамы рыдают в голос, проверено. Прекрасная музыка за кадром. Финал необыкновенной мощности. Фильм явно заслуживал лучшей судьбы — кто бы сделал ремейк. Безусловное первое место в этом коротком списке.

УПД. Смотреть лучше всего оригинал с субтитрами — советский дубляж сильно порезан.

"Бој на Косову" (1989 г.)
"Битва на Косовом поле".

Краткое содержание содержится в названии фильма. Снимали к 600-летнему юбилею. Увы, не смогли. Похоже, что не особенно и старались. Похоже, что поздний югославский кинематограф страдал теми же проблемами, что и поздний советский — медленно умирал вместе со страной, умирал во всех смыслах.

Слабая игра актеров, невнятный сценарий, диалоги за гранью добра и зла, само сражение — грязный и нелепый хаос. Турецкий султан, помирающий полчаса и при этом толкающий длиннейшие речи; воины, падающие под ударами тупых мечей, не наносящих никаких ран. Посмотрел отзывы на IMDB — народ почему-то в восторге. Наверно, я чего-то не понимаю.

Сербский полководец князь Лазарь. (Нет, не нравится мне его шлем).

Милош Обилич, главный герой той битвы.

Султан Мурад играет в гляделки со своим убийцей.

Принц Баязид Молниеносный, будущий пленник Тамерлана. Ну ведь не похож же, совершенно не похож!

Чудотворный меч (1950)

Тайна дворца И.Б. / Tajna dvorca I. B. (1951) rus sub

В осажденной крепости / Песня из Кумбары (1955)

Девятый круг (1960)

Азбука страха (1961)

Танцуя под дождем (1961)

Двое (1962) реж. Александр Петрович — rus sub

Любимчик командира / Кот под шлемом (1962)

Десант на Дрвар (1963)

Марш на Дрину (1964)

Папоротник и огонь / Три (1965)

Любовная история, или Трагедия одной телефонистки (1966)

Главная улика / Нож (1967)

Македонская кровавая свадьба (1967)

Читайте также:  Что такое препроцессоры css

Маленькие солдаты (1967) rus sub

Скупщики перьев (1967)

Шаги сквозь туман (1967)

Брат доктора Гомера (1968)

Лелейская гора (1968)

Невинность без защиты (1968)

Операция "Белград" (1968) rus sub

Битва на Неретве (1969)

Кровавая сказка (1969)

По следу Тигра / Moст (1969)

Скоро будет конец света (1969)

19 девушек и один моряк (1971)

Западня для генерала (1971)

Назови пароль! / На горе растет зеленая сосна (1971)

Вальтер защищает Сараево (1972)

Отважные / Гранатометчики (1973)

Пятое наступление / Сутьеска (1973)

Свадьба (Югославия — СССР, 1973)

Партизаны (1974) rus sub

Ужицкая республика (1974)

Покушение в Сараево (1975)

Вершины Зеленой горы (1976)

Трагедия на стадионе / Операция "Стадион" (1977)

Пришло время любить / Сумасшедшие годы. Фильм 1 (1977)

Пришло время любить / Сумасшедшие годы. Фильм 2 (1979)

Люби, люби, но не теряй головы / Сумасшедшие годы. Фильм 3 (1981)

Бошко Буха. Рассчитывайте на нас (1978)

Оккупация в 26 эпизодах (1978)

Партизанская эскадрилья (1979)

Кто-то там поёт (1980)

Сезон мира в Париже (Югославия — Франция, 1980)

Югославское кино никогда не котировалось наряду с кинематографом ведущих стран мира, но известно критикам своей самобытностью. Признанные режиссёры-мастера кино из Югославии — Пуриша Джорджевич, Душан Макавеев, Эмир Кустурица.

Представители других кинопрофессий практически неизвестны, за исключением голливудской актрисы сербки Милы Йовович и актёра Гойко Митича, бывшего популярным в СССР.

Содержание

Особенности югославского кино [ править | править код ]

Несмотря на то, что югославское кино не слишком популярно у широкой аудитории, у него есть то, чего нет у многих знаменитых кинематографических школ — узнаваемый стиль. Основные отличительные особенности югославского кино:

  • Экспрессивность
  • Гедонизм
  • Тяготение к абсурду
  • Трагикомичность
  • Нередко — отсутствие счастливого конца. Югославское кино — одно из самых печальных, если можно так выразиться.

Стоит заметить, что сочетание этих черт не всегда нравится критикам и зрителям и вызывает у них прямо противоположные эмоции — от восторга до полного неприятия.

Югославское кино от зарождения до 1945 года [ править | править код ]

В Сербии кино появилось рано — так же, как и в большинстве европейских государств, но практически не развивалось. Первым сербским фильмом считается документальная лента о коронации Петра I, снятая на плёнку англичанином Фрэнком Моттершоу. Первый игровой фильм, снятый в Сербии — «Карагеоргий» 1911 года.

После Первой мировой войны балканские славяне объединились в одно государство, но кинематограф там был плохо развит, и широко признанных фильмов за этот период в Югославии не было. Всего до прихода к власти коммунистов в Югославии было снято всего около 20 фильмов.

Официальное кино в социалистической Югославии [ править | править код ]

После прихода к власти коммунистов во главе с маршалом Тито кинематограф Югославии встал на государственные рельсы, и вплоть до падения режима большинство югославских картин снималось на государственные деньги. Это был период расцвета югославского кино.

Кинематограф для правительства Тито был мощным оружием пропаганды, и поэтому государство выделяло немало денег на этот вид искусства.

«Партизанское кино» [ править | править код ]

В 1940-е — 1970-е годы широкое распространение в Югославии получили фильмы о Второй мировой войне. Поскольку регулярная армия в 1941 году служила интересам буржуазного правительства и, тем более, не оказала почти никакого сопротивления агрессорам, в кино прославляли партизан. В годы войны в Югославии действительно было очень развито партизанское движение, тем более, именно командующие армии сопротивления в 1946 году возглавили государство.

Некоторые из «партизанских» фильмов действительно представляли и представляют художественный интерес (в их числе — «Козара» (реж. Велько Булаич), «Офицер с розой» (реж. Деян Сорак), «Последний мост», «Битва на Неретве», хорошо принятый европейскими критиками на Каннском фестивале), но довольно скоро жанр, ставший визитной карточкой югославского кино, был дискредитирован — он оброс штампами и оказался идеологизирован.

Съёмки идеологического «партизанского» фильма с нескрываемой иронией показал Эмир Кустурица в своей картине «Подполье».

Советско-югославские фильмы [ править | править код ]

Несмотря на несколько натянутые политические отношения между двумя странами, было снято несколько совместных советско-югославских фильмов: «В горах Югославии» (1946, реж. Абрам Роом), «Олеко Дундич» (1958), «Дикий ветер», «Единственная дорога». В основном это было то же «партизанское кино».

Другие официальные фильмы [ править | править код ]

Историческая тематика в югославском кино не ограничивалась партизанами — также в СФРЮ были сняты «Закон любви», «Косовская битва» (реж. Здравко Шотра), «Зона Замфирова» (реж. Здравко Шотра).

Читайте также:  Recovery image windows 10

Снимались и комедии, наиболее известная — «Жикина династия».

Гойко Митич [ править | править код ]

У многих советских зрителей югославский кинематограф во многом ассоциируется с актёром Гойко Митичем, снявшимся в роли индейцев в нескольких фильмах производства ГДР. Благодаря этим фильмам Митич был знаменит в СССР, хотя никогда не был популярен у себя на родине.

Авторское кино (1960-е — 1970-е) [ править | править код ]

В 1960-х годах в Югославии появилось новое поколение режиссёров, снимавших достаточно независимое (насколько это было возможно) кино и обновивших весь облик национального киноискусства. Впрочем, в СФРЮ цензура не была такой жёсткой, как в странах Варшавского договора, и фильмы «новой волны» побудили западных киноведов назвать Югославию самой свободной из всех стран социалистического лагеря. Совершенно отдельно расположены кинематографисты, творчество которых позже будет названо Югославской чёрной волной: Душан Макавеев, Александр Пе́трович, Живоин Павлович, Желимир Жилник и другие.

Пуриша Джорджевич [ править | править код ]

Одним из самым ярких представителей поколения режиссёров шестидесятых был Пуриша Джорджевич. Как и большинство югославских режиссёров послевоенного периода, он снимал фильмы о Второй мировой войне. Джорджевич — непосредственный участник войны, он был в концентрационных лагерях, сбежал оттуда и потом активно участвовал в освободительной борьбе. От других режиссёров Пуриша Джорджевича отличает лёгкость и гибкость киноязыка. Идеи его фильмов пытались вложить в свои картины и другие режиссёры 1960-х, но у Пуриша Джорджевича эти идеи сочетались с талантом и профессионализмом.

Новый взгляд на войну [ править | править код ]

В 1970-е появилось ещё одно поколение югославских режиссёров. Они опирались на опыт «шестидесятников», но предлагали свои ответы на те же вопросы. Самым значительным фильмом этого периода были «Судьбы» режиссёра Предрага Голубовича — фильм, небольшой для полнометражного по длине (64 минуты), в сценарий которого преднамеренно не было включено никаких диалогов (в картине звучит только несколько уставных реплик на немецком языке). Ещё одним значительным фильмом был «Кто-то там поёт» (Ko to tamo peva?, 1980, реж. Слободан Шиян). Кроме Голубовича и Шияна следует отметить режиссёра Александра Петровича.

Югославских режиссёров этого поколения отличало совершенно новое видение войны. Если военные фильмы СФРЮ 1940-х — 1960-х строились на героическом пафосе, то у этих режиссёров пафос был трагический.

Душан Макавеев [ править | править код ]

Особняком среди режиссёров Югославии 1970-х стоит Душан Макавеев, снимавший смелые экспериментаторские фильмы, интересные критикам, но непригодные для показа на широком экране [ источник не указан 2971 день ] . Некоторые называют фильмы Макавеева высшей точкой югославского киноабсурдизма [ источник не указан 2971 день ] .

У себя на родине Макавеев снял четыре фильма, включая известную ленту «В. Р. Мистерии организма» (1971), после чего эмигрировал, и ещё шесть фильмов поставил за пределами Югославии, в их числе такие, как «Сладкое кино» (1974) и «Манифест» (1988).

Горан Паскалевич [ править | править код ]

Ещё один необычный югославский режиссёр — Горан Паскалевич. Он снимал фильмы и в 1980-е, и в 1990-е, и продолжает заниматься этим и теперь, но принадлежит, бесспорно, к поколению 1970-х. Фильмы Паскалевича наполнены символизмом и трагичны, но, в то же время, и смешны (трагикомизм, как отмечалось выше, вообще характерен для югославского кино). Лучшие фильмы Паскалевича — «Дети» (1973), «Обманчивое лето 1968» (1984), «Время чуда» (1989), «Чужая Америка» (1995), «Пороховая бочка» (1998), «Сон в зимнюю ночь» (2004)

1980-е [ править | править код ]

В 1980-х годах окончательно оформился характерный стиль югославского кино. Режиссёры 80-х уже не считались с цензурой, и снимали фильмы на самые разные темы. Для их фильмов была характерна абсурдность, экспрессия, гротескность, граничащая с кичем, национальный колорит. Характерные фильмы для этого периода — «Чудо невиданное» (Cudo nevidjeno, 1984, реж. Живко Николич), получивший приз Московского Кинофестиваля; «Октоберфест» (1987), «Как закалялась сталь», «Обманчивое лето 1968» Паскалевича о событиях Пражской весны а также фильмы наиболее прославившегося режиссёра Югославии — Эмира Кустурицы.

Эмир Кустурица [ править | править код ]

Кустурица — самый известный за пределами своей родины югославский режиссёр. Его фильмы сочетают в себе характерную для среднеевропейского кино проблематику и типично югославскую манеру самой постановки, а отличает их экспрессивность и фантасмагоричность. К национальному колориту Кустурица пришёл не сразу — его первые фильмы «Помнишь ли ты Долли Белл?» (1981) и «Папа в командировке» (1985) — вполне европейские по форме, но последовавшее за ними «Время цыган» («Dom za vesanje», 1988, фильм известен также под названием «Дом для повешения») обладает всеми характерными чертами югославского кино. В 1993 году Кустурица снял в США фильм «Аризонская мечта» («Arizona dream»), а фильмы «Подполье» («Underground», 1995), «Чёрная кошка, белый кот» («Crna maćka, beli maćor», 1998) и «Жизнь как чудо» («Život je čudo») (2004) окончательно закрепили славу Кустурицы. Все эти фильмы носят черты, присущие как творчеству Эмира Кустурицы, так и югославскому кино в целом.

Читайте также:  Нужен ли глонасс на автобусы

Кино в посткоммунистической Югославии [ править | править код ]

С приходом капитализма в Югославии количество фильмов уменьшилось, и почти все картины снимались на деньги иностранных продюсеров.

Безоговорочным номером один стал Кустурица, в 1995 году получивший вторую «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Подполье» — эпическую притчу о разрушающейся стране, а в 1998 снявший народную комедию «Чёрная кошка, белый кот».

Горан Паскалевич в 1998 году снял «Бочку пороха», получившую призы на престижных фестивалях.

Из других фильмов стоит выделить «Crni bombarder» (реж. Дарко Бажич, 1992) и «Rat uzivo» (реж. Дарко Бажич, 2000), иллюстрирующий ту ситуацию, в которой оказался национальный кинематограф — фабула фильма заключается в том, что у съёмочной группы фильма неожиданно заканчиваются деньги, выделенные продюсерами.

Современное кино в странах бывшей Югославии [ править | править код ]

В последние годы в кинематограф балканских стран возвращаются деньги, и фильмов становится больше, хотя за редким исключением режиссёры из бывшей Югославии почти неизвестны за пределами своих стран.

Основная тема фильмов в регионе — Югославская война.

Сербия [ править | править код ]

В 2004 году вышли очередные фильмы Эмира Кустурицы — «Жизнь как чудо», завоевавший несколько призов на международных фестивалях, и Горана Паскалевича — «Сон в зимнюю ночь».

В США в 1990-е годы прославилась актриса Мила Йовович, сербка по происхождению.

Хорватия [ править | править код ]

Два последних известных фильма хорватского производства — «Запчасти» (совместно со Словенией) о торговцах людьми и «Спи, моё золотко» (реж. Невен Хитрец, 2005) о первой любви, возникающей между молодыми людьми на фоне войны.

Босния и Герцеговина [ править | править код ]

Из боснийских режиссёров наибольшего успеха добился Данис Танович — в 2001 году он получил приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, а в 2002 году удостоился «Оскара» за лучший иностранный фильм. Обе награды Танович получил за свой игровой дебют — антивоенную драму «Ничья земля». До этого фильма Танович снял большое количество документальных лент о трагических событиях 1990-х годов.

В 2006 году ещё один боснийский фильм получил крупную награду — женщина-режиссёр Ясмила Жбанич заработала «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля за фильм «Грбавица».

Словения [ править | править код ]

Самым известным режиссёром Словении является Исток Ковач, произведения которого часто называют не фильмами, а видеокомпозициями — основой лент Ковача является танец. Его самый известный фильм — «Dom svobode» (2000).

На XXVIII Московском кинофестивале была представлена работа молодого словенского режиссёра Маттиаса Клопчича «Возлюбленная Любляна». Стоит упомянуть и совместную с Хорватией картину «Запчасти» (см. выше).

В 2001 году фильм Яна Цвитковича Kruh in Mleko получил «Золотого льва будущего» Венецианского кинофестиваля.

Македония [ править | править код ]

За последние несколько лет Македония поучаствовала в создании двух фильмов, более или менее позвучавших за рубежом: «Разогреть вчерашний обед» (2002, реж. Костадин Бонев, совместно с Болгарией) и «Балканкан» (2004, реж. Дарко Митревски)

Черногория [ править | править код ]

Черногория — пожалуй, единственная страна бывшей Югославии, в которой кинематограф находится в катастрофическом состоянии. В городе Херцег-Нови каждый год проводится кинофестиваль, но черногорские фильмы на нём не представлены — их просто нет. Последняя полнометражная картина «Вид с Эйфелевой башни» была снята Николой Вукчевичем в 2005 году, до этого перерыв составлял 6 лет.

Ссылка на основную публикацию
Шаблоны букв английского алфавита для вырезания
Трафареты и шаблоны букв английского алфавита для вырезания из бумаги, это разнообразные шрифты разного стиля и тематики. Трафареты помогут вам...
Что значит спящий режим компьютера
В операционной системе Windows есть несколько режимов выключения компьютера – это обыкновенный режим, (который полностью выключает PC), режим гибернации и...
Что значит сторнировать документ
Сто́рно (итал. storno — перевод на другой счёт, отвод; от stornare — поворачивать обратно) — в общем смысле возврат к...
Шаблоны для брошюры в ворде
Автор: admin Дата записи Быстрей всего набросать буклет, если под рукой окажется готовый шаблон. Проще всего создать буклет в программе...
Adblock detector