Что такое кластеры и как их создавать

Что такое кластеры и как их создавать

Коняева Г.Е.- учитель математики

Катаева Т.М.- учитель географии

Коняева Л.В.- учитель русского языка

Гуляева Е.И.- учитель истории

по составлению таблиц, кластеров, опорных конспектов.

Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной (графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.

С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

выделять ключевые слова;

систематизировать необходимую информацию;

анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

развивать монологическую речь.

Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную)

Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

Существуют различные приемы представления информации из сплошного текста в не сплошной текст с помощью схемно-знаковых моделей .

Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.
Каковы этапы работы при составлении кластера?
1 этап — посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы работы учащихся с кластерами:

— Составление нового кластера.

— Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

— Коррекция и совершенствование готового кластера.

— Анализ и завершение неполного кластера:

— без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

— без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с кластерами

— Самостоятельно при выполнении домашней работы

— Самостоятельно на практическом занятии

— В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину

— В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер

— При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.

Преимущества использования кластера:

Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы.

Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями

Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современных детей с "клиповым сознанием")

Работа с кластером — письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.

Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.

В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой — свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером.

Памятка по составлению кластера.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.

Для создания кластера нужно:

1) Ознакомиться с текстом;

2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;

4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.

7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Данный способ удобен при изучении различных событий, фактов, их последствий и причин.

Происходит систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

При представлении информации из сплошного текста в таблицу можно использовать приемы:

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. В колонку «Хочу узнать» предлагается внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

«Концептуальная таблица»

Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Факты

Факты

«Сводная таблица»

Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Тема 1

Тема 2

Линия сравнения

Тема 3

Тема 4

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.

Памятка по составлению таблиц.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы.

Происходит систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

Для составления таблицы:

1) Прочитайте текст

2) Сформируйте структуру таблицы для систематизации информации из предложенного текста

3) Определите заголовки столбцов и строк таблицы

4) Заполните таблицу, извлекая информацию из сплошного текста в соответствии со структурой таблицы.

Прием «Опорный конспект»

Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта.

Составляя такую «шпаргалку» есть возможность проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное.

Составление опорного конспекта — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

При составлении опорного конспекта используется

ТРИ ЦВЕТА: — теоретический материал

— самое главное

Этапы составления опорного конспекта

-Внимательно прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

-Кратко изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

-Сделать черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

-Преобразовать записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объединить сигналы в блоки;

-Обособить блоки контурами и графически отобразить связи между ними;

-Выделить значимые элементы цветом (при необходимости).

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было

воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один

2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими

блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных

номерами или строчными пробелами.

3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную

идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным

расположением слов (по вертикали, по диагонали).

Читайте также:  Как найти мои комментарии вконтакте

4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и

условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета

5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно

оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,

графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он

должен быть наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14

Статья просмотрена: 4735 раз

Библиографическое описание:

Никитина, А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся / А. В. Никитина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 20-31. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33512/ (дата обращения: 14.04.2020).

В данной статье приведен краткий исторический обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности. Приведены результаты работы и примеры практического применения данной формы познавательной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: кластер, мотивация, обучение, познавательная деятельность, обучающиеся.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы кластера, как одну из форм познавательной деятельности обучающихся, которая дает возможность личностного роста учащегося, развития его индивидуальности.

Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых способов и форм работы на уроках экономических дисциплин, которыми пользуюсь как на очной так и на заочной формах обучения. Предмет моей работы – кластер, как одна из форм познавательной деятельности обучающихся. Объект – сахалинский промышленно-экономический техникум. В настоящее время, тема кластер очень актуальна и статей преподавателей учебных заведений нашей страны, достаточно много. В связи с этим, много разнообразных мнений, позиций, в том числе спорных. Моя гипотеза — предположение, что кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся, позволяет повысить качество и мотивацию в обучении.

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Основоположником кластерной теории признанно считается профессор Гарвардской школы Майкл Портер, являющийся одним из самых уважаемых авторов концепции стратегии конкурентоспособности. В своей книге «Конкуренция» он подчеркивает, что наличие устойчивой стратегии развития является одним из важных факторов для успешного развития кластера. По мнению Майкла Портера: «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики».[4]

Главное, на что нацелены кластеры – это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически.

В своих работах известный экономист ХIХ века Альфред Маршал писал, что значительную роль в кластеризации играют ассоциации предпринимателей. В истории развития кластерного подхода выделяется много последователей, основные из них представлены в таблице 1.

Хронология развития теории кластерного подхода

Теории кластерного подхода

Авторы

Новая экономическая география, региональная экономика А.Маршалл, экстерналии, индустриальные районы

Национальный институт конкурентоспособности: Теория инноваций; Институционализм; Традиционная экономическая география; Классическая теория размещения

Weber (1929), Hoover (1937) и др.

Постфордизм, гибкая специализация

Piore and Sabel (1984) идр .

Теории и модели экономии от агломерации Новые индустриальные районы

Bellandi (1989), Becattini (1990) и др.

Неоклассическая пространственная экономическая теория

Lucas (1988) и др .

Стратегический менеджмент, организация промышленности

Porter (1990), Enright (1990)

В настоящее время кластерный подход широко используется в разных отраслях экономики и направлениях: в информационных технологиях, математике, астрономии, лингвистике, градостроительство, музыке и т.д. Слово «кластер» вошло в русский язык в эпоху зарождения интернета, когда несколько серверов стали объединять в блоки (кластеры) чтобы повысить устойчивость системы к высоким нагрузкам.

Такой метод как кластер, не мог остаться не замеченным в педагогической деятельности. Его активно начали применять в XXI веке. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала. Так как, практически все учебные заведения отмечают снижение мотивации у обучающихся. А одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной (графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.

С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

— выделять ключевые слова;

— систематизировать необходимую информацию;

— анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

— развивать монологическую речь.

Задача преподавателя – оказать помощь обучающимся в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную) [1].

Конечный результат деятельности обучающихся– адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники [2].

Этапы работы при составлении кластера.

— Первый этап — посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

— Второй этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

— Третий этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

— Четвертый этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы (рис.1).

Рис.1 Пример составления кластера

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: не бояться записывать все, что приходит на ум; дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы работы учащихся с кластерами:

 Составление нового кластера.

 Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

 Коррекция и совершенствование готового кластера.

 Анализ и завершение неполного кластера:

 без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

 без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с кластерами

 Самостоятельно при выполнении домашней работы.

 Самостоятельно на практическом занятии.

 В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину.

 В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер.

 При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера [2].

В своей преподавательской деятельности я применяю разные способы и формы работы с кластерами. В частности, активно применяю способ составления нового кластера. В рамках самостоятельной домашней работы. Как на очной и заочной формах обучения. В своей статье я приведу примеры составленных кластеров студентами выпускной группы специальности: «Компьютерные системы и комплексы» по дисциплине: «Основы экономики». Обучающимися была изучена тема: «Товарно – денежное обращение на рынке» на лекции и на семинарском занятии «Деньги – главное изобретение рынка». Обучающиеся получили домашнее задание составить кластер по теме «Деньги» с целью закрепления и систематизации знаний. Все обучающиеся справились с этим заданием [Приложение 1].

Очень интересно и эффективно был применен аналогичный способ, и форма работы с кластерами по дисциплине «Рынок ценных бумаг». С выпускной группой заочной формы обучения по специальности: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». После изучения ФЗ «О рынке ценных бумаг», обучающиеся составили кластер, систематизировав полученные знания, что помогло им в дальнейшем успешно выполнить итоговый тест на зачетном занятии [Приложение 2].

В целях повышения мотивации и активизации деятельности студентов на занятии можно применять способ составления кластера по готовому тексту в малых группах. В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер. Такая форма работы позволяет развивать умение выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развивать монологическую речь. [Приложение 3].

Можно успешно использовать на занятиях обратный способ применения кластера. В составе малой группы, составлять конспект и краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

Таким образом, использование кластеров в учебной деятельности имеет ряд преимуществ:

  1. Кластер, созданный руками обучающихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание обучающимися темы.
  2. Для самих обучающихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
  3. Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связан с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современного поколения с "клиповым сознанием")
  4. Работа с кластером — письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.
  5. Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.
  6. В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность обучающимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
  7. Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой — свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером [1]
Читайте также:  Как подключить термостат к 59

В целях подтверждения или опровержения гипотезы — предположение, что кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся, позволяет повысить качество и мотивацию в обучении. Мною был проведен социологический опрос обучающихся, в группах в которых я работаю. Опрошено пятьдесят три обучающихся. Было задано четыре вопроса. Первый вопрос, который меня интересовал, какая форма урока предпочтительнее моим студентам: лекции или комбинированные уроки, на которых мы совместно изучаем новый материал. Практически все студенты ответили пятьдесят на пятьдесят, т.е. они предпочитают и лекции, и комбинированные уроки в равной степени. Тогда я попросила обучающихся ответить на вопрос, что дает им лекция? Студенты дружно ответили – знания. Но вот на вопрос, что дают им уроки, на которых мы совместно изучаем материал, работаем с текстами, со схемами, мои студенты, в большинстве своем, ответили, лучшее запоминание нового материала. И конечно, я поинтересовалась у них, какие они хотят видеть занятия. Обучающиеся честно сказали, разнообразные. Особенно отметили, что хотели бы видеть больше наглядности, презентации, видеофильмы. Хотят видеть больше активных уроков, где больше общения и меньше простого конспектирования.

Таким образом, выбранная форма познавательной деятельности как кластер, позволяет активизировать деятельность обучающихся и повысить мотивацию. Многообразие способов и форм применения дает возможность разнообразить учебные занятия. При этом прием кластера развивает системное мышление, учит обучающихся систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит студентов вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Учебные занятияс применением метода кластера дают обучающимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в учащихся чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

  1. Заир С.И. – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014 – 175с.
  2. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2015 – №5 с.13-21.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2013 – 272с.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 45им. Д. И. Блынского г. Орла

на уроках русского языка

Учитель начальных классов:

Коряковцева Елена Ивановна

Создание кластера на уроках русского языка


1. Прием кластера как способ графической организации материала

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.

выделение смысловых единиц текста

графическое оформление их в виде схемы.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

он позволяет охватить большой объем информации;

вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

умение ставить вопросы;

устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

сравнивать и анализировать;

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

2. Виды кластеров на уроках русского языка

На уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.

Существуют различные виды кластеров:

планета и её спутники

кластер с нумерацией слов для составления рассказа

кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов

групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники» . Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Последовательность действий при создании кластера проста и логична:

1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;

2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;

3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

При коллективном составлении кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.

Систематизировать и представить материал по теме «Звуки речи» можно следующим образом:

Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Анализ имени существительного

Определить часть речи:

Определи форму слова:

В работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода: он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

Данный методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

Читайте также:  Лучшая бюджетная материнская плата 1151

При групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.

Данный прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание.

Таким образом, кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся. Пусть ученики одного класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и соответствующие ему карточки для учеников другого класса и наоборот. В первом случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность составления на уроке бумажных кластеров другими учащимися. Оба класса основательно проработают тему урока.

Роль в предложении

Кластер с нумерацией слов.

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми, кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним цветом, цифры 2- другим и т. д.

Арт-кластер (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Например, тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.

Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное». Одна группа составляет кластер «Одушевлённые — неодушевлённые», вторая – «Склонение», третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное — нарицательное». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение учителя), остальные помогают, дополняют.

Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока:

Ученики должны сами определить, что темой урока будет «Имя числительное».

На других стадиях ученики могут сами составлять обратные кластеры для своих одноклассников или для учеников других классов – по ходу чтения текста или по памяти. Это поможет им повторить и закрепить тему, активизировать лексику, а дальнейшее использование ученических кластеров поможет учителю проверить знание содержания темы учащимися и их словарный запас.

3. Обучение школьников приему составления кластеров на уроках русского языка

Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:

1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

2) коллективное составление кластера учащимися;

3) составление кластера в группе;

4) создание кластера в паре;

5) индивидуальная работа школьника на уроке.

Для первого знакомство конструктивнее использовать именно этап проверки домашнего задания или повторения изученного материала, так как школьник хорошо знаком с информацией, сложность заключается только в ее организации.

Учитель знакомит школьников с алгоритмом составления кластера, предварительно познакомив их с терминологией, а также пояснив, где может пригодиться им полученный навык. Он вместе с учениками составляет кластер, создает проблемную ситуацию: ребенок должен отрефлексировать деятельность, высказать свое предположение о том, помогает ли данная форма работы процессу усвоения материала, его лучшему запоминанию, систематизации. Таким образом, ребенок будет замотивирован освоить данный прием.

На втором уроке учащиеся самостоятельно коллективно составляют кластер на этапе закрепления и систематизации пройденного материала. Школьники предлагают свои варианты организации информации и ее содержание устно (прием «Корзина идей»), делают записи, в процессе работы уточняют фактический материал, подмечают недостатки друг друга, стараются найти самый оптимальный вариант. Ребятам нравится возможность творчески проявить себя, в обсуждении участвуют все. По окончании работы учитель просит объяснить ему полученную модель, что ученики и делают с энтузиазмом.

На третьем занятии учитель на этапе объяснения нового материала предлагает учащимся самостоятельно поработать с учебником: внимательно прочитать правило, выделить в нем то, что он уже знал, то, что стало новым и то, что ему показалось сложным (прием «Инсерт»). Учащиеся имеют возможность задать вопросы, на которые получают ответы от одноклассников или, в случае затруднения, от учителя. Затем педагог предлагает ребятам поработать в паре и составить кластер к изучаемому правилу. Школьники советуются, уточняют материал, исправляют ошибки, корректируют недочеты как на уровне теоретического усвоения материала, так и при попытке его систематизации и графической организации. Через 5 минут ученики предлагают свои варианты кластеров (по желанию), зарисовывают их на доске, комментируют, делают выводы.

На уроке повторения изученного учащимся в индивидуальном порядке предлагается на альтернативной основе составить кластер на тему «Однокоренные слова и формы одного слова» или выполнить упражнение из учебник. Поработать над составлением кластера пожелала половина ребят, что я как педагог посчитала хорошим началом на пути дальнейшего совершенствования в этом виде работы: дети не боятся деятельности данного рода, готовы попробовать составить кластер даже индивидуально, а значит, уверены в наличии у них определенных знаний и навыков. По прошествии 5 минут учащиеся сдают свои работы. Подведение итогов проводится в два этапа: вначале просматриваются варианты кластера, которые получились у ребят, выбираются наиболее удачные, затем ребята защищают свои работы у доски. Класс оценивает их, комментирует, исправляет недочеты. Дети работают с интересом. К этому времени они уже достаточно хорошо освоили алгоритм составления кластера, научились работать с текстовой информацией и оформлять ее графически. Далее необходимо прокомментировать, почему не все кластеры были допущены к защите: разъясняются, прорабатываются типичные ошибки.

Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроке русского языка именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.

В таком случае школьник, который недостаточно хорошо на начальном этапе освоения приема разбирается в алгоритме действий, чувствует поддержку учителя, класса, одноклассника. Установка на неуспех априори отсутствует. Он не боится высказывать свою точку зрения, даже если сомневается в её абсолютной правильности, экспериментировать, творчески переосмысливать факты, которыми владеет. К пятому занятию учащийся уже полностью осваивает методику составления кластера (так как на предыдущих уроках систематически устранялись недочеты, вносились поправки) и не испытывает страх перед самостоятельным, индивидуальным выполнением задания.

Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Ссылка на основную публикацию
Что значит спящий режим компьютера
В операционной системе Windows есть несколько режимов выключения компьютера – это обыкновенный режим, (который полностью выключает PC), режим гибернации и...
Чем открыть файл с расширением dat
После установки каких-нибудь программ, получения почты при помощи почтовых клиентов, на компьютере создаются .dat файлы. Чаще всего они почти не...
Чем отличается frontend от backend
Переводы , 13 апреля 2017 в 19:58 Мая Устинова Вы наверняка уже слышали эти модные в сфере программирования слова «фронтенд»...
Что значит сторнировать документ
Сто́рно (итал. storno — перевод на другой счёт, отвод; от stornare — поворачивать обратно) — в общем смысле возврат к...
Adblock detector