Что такое эффект 25 кадра

Что такое эффект 25 кадра

Двадцать пятый кадр давнымдавно является всеобщей страшилкой, не имеющей с реальностью ничего общего. Однако заинтересованные лица продолжают использовать этот миф в своих целях. Вот недавно отличились киевские власти, обвинившие российских журналистов в использовании этого кадра в инфовойне. Но что в действительности представляет собой 25-й кадр?

А началось все с того, что в 1957 году бизнесмен Джеймс Вайкери заявил о том, что провел в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент: во время показа фильма "Пикник" во время смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы (на них было написано "Кока-кола" и "Ешьте попкорн"). Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года, и, по утверждению бизнесмена, за это время продажа кока-колы в буфете кинотеатра повысилась на 17 процентов, а попкорна — на 50 процентов. Вайкэри запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в кино.

Открытием сразу же заинтересовались ученые, и Вайкери попросили предоставить данные и описание эксперимента, но он отказался сделать это. Тогда ему предложили провести еще одну демонстрацию, которая состоялась в январе 1958 года. В ней присутствовали конгрессмены, сотрудники правительственных организаций, ученые, кинооператоры, технические сотрудники кинотеатров, а также журналисты. Результат был такой, какой и предсказывали нейрофизиологи — демонстрация провалилась. Позже Вайкери согласился публично провести эксперимент на всех телестанциях Canadian Broadcasting Company. На протяжении получасового шоу при помощи "эффекта 25-ого кадра" 352 раза вставлялось сообщение "позвони сейчас". Но никакого заметного увеличения количества телефонных звонков зафиксировано не было. Вместо этого CBC получила тысячи писем, сообщающих о необъяснимых позывах взять банку пива, сходить в туалет, сменить канал и так далее. То есть, ни один из смотревших передачу не смог отгадать того, что было написано на "скрытом кадре".

Тем не менее миф об "эффекте 25-го кадра" оказался удивительно живучим: несмотря на то, что его многократно разоблачали, упоминания о нем до сих пор появляются на страницах СМИ и даже в лекциях студентам, обучающихся рекламе! Мало того, в ряде государств приняты законы, запрещающие использовать этот самый пресловутый эффект при демонстрации рекламных роликов на телевидении.

Читайте также: Взломать компьютер можно. на слух

Самое интересное, что большинство людей воспринимают все это как должное, и это достаточно странно: ведь если бы вышел закон о запрещении полетов на метле, то все бы задумались о психическом здоровье тех, кто его принимал, в то время как абсурдные законы, запрещающие 25-й кадр, люди считают нормальными.

Итак, что же собой представляет этот самый 25-й кадр, которого все так боятся? Традиционно считается, что глаз человека, просматривающего кинофильм, не может различить больше 24 кадров в секунду. На самом деле это не так: способность восприятия кадров зависит от четкости края картинки и скорости движения объектов на экране. Так что иногда мы можем видеть не только двадцать пять, но и двадцать шесть кадров в секунду, а иногда всего двадцать. Так что даже и сама цифра 24 возникла как некий результат усреднения данных.

Что же касается приверженцев теории о зловредном влиянии двадцать пятого кадра на человека, то они утверждают, что инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, минует сознание, а сразу воздействует на подсознание человека. То есть, информация, заложенная в этом кадре, запоминается человеком, хотя он ее и не видит. Ну а раз она запоминается, то в какой-то момент мозг может ее использовать.

То есть, если в кадре написано "Убей соседа", человек может почувствовать необъяснимую агрессию, и он пойдет его и убьет. Навязанная информация воспринимается помимо воли, и этим она похожа на гипноз. Так можно внушить человеку любые поступки и даже идеологию. Ну и когда такое кто-то сказал, тут же страшилка и родилась, потому что она "страшная", а все, что "страшно", продается очень хорошо.

То, что такое невозможно в принципе, подтвердит любой нейрофизиолог. Дело в том, что мозг любого живого существа, в том числе и человека, воспринимает только ту информацию, которую он получает от рецепторов. То чего они уловить не могут, того просто нет! Так что если человек не видит двадцать пятый кадр, то изображение на нем не будет воспринято зрительными рецепторами и до мозга не доберется.

Но если люди все-таки видят этот самый кадр, пусть даже и нечетко, то тогда другое дело — информация дойдет до соответствующих центров мозга и подвергнется там обработке. Вот только мозг вряд ли обратит на нее внимание. Почему? Да потому, что мы столько всего видим и слышим за единицу времени, что мозги у людей давно бы просто "вскипели", если бы в голове не происходила ежесекундная сортировка поступающей информации. Мозг выбирает из нее только самое важное, а все, что было воспринято им нечетко, сразу стирается. Ведь наш же мозг не резиновый и не может сохранить все.

Совершенно очевидно, что в такой вот "белый шум" попадает и информация, записанная на пресловутом 25-м кадре. Кстати, как показали недавние эксперименты нейрофизиологов, практически люди его все-таки видят, хотя не очень четко. Ученые выяснили, что абсолютно каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения он сливается с другими и потому нашим сознанием не выделяется. Благодаря этому же эффекту заметить "лишний" рекламный кадр вполне возможно, и многие тестируемые даже успевали прочитать короткое слово, если оно было набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю. Однако они забывали его уже через несколько минут. Так что говорить о каких-то сложных гипнотических командах тут не приходится. Человек сразу их забудет, а значит, никакого воздействия на наше подсознание 25-й кадр не может оказать.

Читайте также:  Как отправить soap запрос

Более того, специалисты из компании RCA (The Radio Corporation of America), изучив техническую часть проекта, заявили, что, поскольку электронному лучу требуется определенное время для сканирования поверхности кинескопа и поскольку свечение нанесенного на него фосфора весьма инерционно, то именно на телевидении технически невозможно получить изображение, которое было бы незаметно для глаз. То есть, в кино 25-й кадр еще как-то можно использовать, хотя это и бессмысленно, а вот в съемках для телевидения — нет.

Читайте также: Нажми на кнопочку — и ты под колпаком

Сам бизнесмен отреагировал на это весьма предсказуемо: в июне 1958 года он исчез, закрыв все свои банковские счета и не оставив никаких следов. При этом он прихватил с собой где-то около 22,5 миллионов долларов — деньги, перечисленные ему фирмами, которые хотели использовать запатентованную им технологию. В 1962 году его поймали и на следствии он сознался, что эксперимент 1957 года был им сознательно сфальсифицирован. Мошенника судили и посадили в тюрьму. Однако созданный средствами массовой информации (а они тоже получили от него порядочную сумму денег) миф-страшилка пошел гулять по свету. До сих пор среди рекламных объявлений можно встретить и такие сообщения: "Снятие алкогольной и наркотической зависимости посредством эффекта 25 кадра". И что самое интересное, многие идут к таким "врачам" и платят им деньги. Ну, а то, что этим пользуются теперь еще и на Украине, говорит только об одном: сильном желании хоть как-то подпортить имидж России. "Не отъем, так надкусаю!" — вот принцип людей, распространяющих такую информацию.

Лайфхакер разоблачает старую американскую байку родом из 50-х, которую многие до сих пор продолжают принимать всерьёз.

В чём феномен 25‑го кадра

Он заключается в следующем: человеческие глаза не способны воспринимать больше 24 кадров в секунду, и именно поэтому такая частота заложена в общемировой стандарт. Но если вставить в видеоряд 25‑й кадр и снабдить его каким‑нибудь посланием, то эта информация просочится в подсознание. И человек захочет поступить так, как продиктовано ему этим лишним кадром.

Звучит круто, правда? Если задуматься, то этому эффекту можно найти кучу полезных применений. Например, лечить 25‑м кадром психические заболевания или избавлять людей от вредных привычек. Изменять неприятные черты характера. Пропагандировать здоровый образ жизни и регулярное чтение книг, в конце концов!

Конечно, в неправильных руках 25‑й кадр причинит много бед. Ведь с его помощью злобные корпорации заставят нас покупать ненужные и даже вредные продукты, а нечестные политики — голосовать за них вопреки нашим убеждениям. Страшная штука, не так ли? К счастью, наше законодательство бережёт нас.

Не допускается в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции использование и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путём использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Но ведь злоумышленники на то и злоумышленники, чтобы применять грязные методы в обход любым законам, верно? Так как же защититься от этого невидимого врага — 25‑го кадра?

Правильный ответ — никак. Никакого феномена 25‑го кадра не существует. В него верят только очень глупые или очень доверчивые люди. И вот почему.

Откуда взялся этот миф

В 1957 году хитроумные маркетологи Джеймс Викари и Фрэнсис Тейер провели эксперимент, который должен был поднять рекламу на новый уровень. В одном кинотеатре местечка под названием Форт Ли они в течение шести недель испытывали так называемые подсознательные сообщения (subliminal messages). Всего влиянию этих сообщений подверглось более 45 000 зрителей.

Эксперимент Handbook of Social Psychology заключался в следующем. Пока зрители смотрели фильм «Пикник» (1955), им демонстрировались текстовые вставки следующего содержания: «Голодны? Ешьте попкорн» и «Пейте Coca‑Cola». По словам Викари, сообщения появлялись и исчезали на экране так быстро, что были незаметны для сознания аудитории, но влияли на подсознание. Вставки вспыхивали на 3/1 000 секунды и отображались раз в 5 секунд.

Кадр из того самого фильма с наложенной надписью. И правда, почему бы не похрустеть?

После эксперимента Викари сравнил текущие продажи колы и попкорна за шесть недель с показателями за предыдущие шесть. Цифры, как он сказал, удивили его самого: продажи Coca‑Cola выросли на 18,1%, а попкорна — аж на 57%. Впечатляет, правда?

Эффект 25‑го кадра принёс Джеймсу Викари большую известность. Он запатентовал эту технологию и открыл James M. Vicary and the Subliminal Advertising Controversy of 1957 свою компанию James M. Vicary Company, которая начала заниматься «подсознательной рекламой».

Американцы нешуточно испугались, что какой‑то ушлый бизнесмен будет контролировать их подсознание. ЦРУ даже подготовило доклад The Operational Potential of Subliminal Perception об изобретении Викари, после которого Конгресс США чуть было не принял закон, запрещающий встраивание 25‑го кадра в фильмы.

Поднялась шумиха в прессе. 25‑й кадр и Джеймс Викари стали ещё более известны после выхода в том же году книги писателя и журналиста Вэнса Паккарда «Скрытое убеждение» (The Hidden Persuaders), в которой автор сенсационно клеймил «грязные методы» рекламодателей. Дошло до того, что рекламу с использованием 25‑го кадра запретили Does subliminal advertising actually work? в Великобритании.

Так история о 25‑м кадре начала шествие по умам миллионов людей.

Тут бы нам всем сесть и смириться с тем, что мы уже глубоко зомбированы, если бы не пара но.

Читайте также:  Как поставить адблок на яндекс браузер

Почему миф о 25‑м кадре — это чушь

1. Сам Викари признался в том, что выдумал свой эксперимент

Одна маленькая деталь. История 25‑го кадра началась с эксперимента Джеймса Викари… который был сфабрикован. В этом он признался в телевизионном интервью 1962 года. Когда президент американской Психологической корпорации, доктор Генри Линк, предложил повторить Popcorn Subliminal Advertising эксперимент, Викари был вынужден заявить, что результаты были им сфальсифицированы.

А когда исследователь Стюарт Роджерс спросил How a publicity blitz created the myth of subliminal advertising менеджера кинотеатра, в котором Джеймс якобы крутил фильм с 25‑м кадром, оказалось, что тот с ним не знаком и никакого эксперимента никогда и не было. По сути, Викари придумал эффект, чтобы наживаться на доверчивых рекламодателях, готовых выкладывать большие суммы за «подсознательную рекламу».

В январе 1958 года FCC (Федеральная комиссия по коммуникациям) потребовала North Jersey Legacies: Hidden History from the Gateway to the Skylnds от Джеймса Викари демонстрации эффекта 25‑го кадра. На конференцию по этому поводу были приглашены конгрессмены, учёные и журналисты. Естественно, никакого воздействия Джеймс на собравшихся оказать не смог.

Викари оправдывается перед FCC

Позже он решился ещё на один эксперимент (надо же было как‑то восстанавливать подмоченное имя) с помощью телекомпании Canadian Broadcasting Company. В получасовое телешоу вставили сообщение «Позвони сейчас», повторяющееся 352 раза. И… никакого увеличения количества звонков не зафиксировали.

Джеймс Викари скрылся из поля общественного зрения. Позже, 17 сентября 1962 года, в газете Advertising Age появилось интервью с ним. Там он наконец самолично признался SUBLIMINAL ADVERTISING , что никакого эксперимента никогда не было и он придумал эффект 25‑го кадра, просто чтобы привлечь к себе внимание и подзаработать.

2. Научные исследования не подтвердили действия 25‑го кадра

После всех заявлений Викари в 1958 году учёным из Американской психологической ассоциации надоел этот балаган и они опровергли Subliminal messages: Between the devil and the media возможность 25‑го кадра как‑либо влиять на зрителей. Правда, верить в миф о «подсознательном воздействии» люди после этого не перестали.

Ян Циммерман, психолог из Университета Миссури — Колумбия, в своей статье Subliminal Ads, Unconscious Influence, and Consumption для научного журнала Psychology Today отрицает возможность влиять на людей «подсознательными сообщениями».

Многие убеждены в том, что подсознательные сообщения — мощный и действенный способ заставить нас делать вещи, которые мы делать не хотим. Но это не так. Это всего лишь миф.

В 2006 году исследователи из Университета Утрехта и Университета Радбуда в Нидерландах провели ещё один эксперимент Does subliminal advertising actually work? . Они показывали испытуемым трёхминутный клип группы Spooks с периодически появляющимся в кадре словом Lipton.

И в итоге значительное количество участников после просмотра клипа заявили, что не хотят пить вовсе — даже несмотря на то, что их перед экспериментом кормили солёным. Те же, кто пить пожелал, разделились на два лагеря: 46% отдали предпочтение чаю Lipton, 54% выбрали просто воду. Исследователи признали, что ожидаемого эффекта 25‑й кадр не оказал.

В статье Negative subliminal messages work для BBC маркетолог и психолог Пол Бакли из Кардиффской школы менеджмента также утверждает, что сообщения, передаваемые 25‑м кадром, не работают.

На практике нет никаких доказательств, что «подсознательные сообщения» имеют какую‑то силу. Конечно, во многих странах мира существуют законы, запрещающие их использование на телевидении. Но никто ещё не смог указать ни на один случай, когда такое сообщение сработало.

3. Человеческий глаз прекрасно различает 25‑й кадр

Миф базируется на убеждении, что человеческий глаз не может распознать больше 24 кадров в секунду. Соответственно, 25‑й кадр якобы минует сознание и воздействует на подсознание. Вы его не видите — а он воздействует.

Вот только на самом деле человек может воспринимать больше 24 кадров.

На заре кинематографа, когда фильмы были немыми, братья Люмьер (и все кинорежиссёры, последовавшие за ними) использовали 16‑кадровую съёмку. Такое решение приняли, чтобы экономить: расход 35‑миллиметровой плёнки составлял ровно 1 фут в секунду, так было удобнее вести расчёты.

Для иллюзии плавного движения достаточно и 12 кадров. Но чем их больше — тем лучше.

Потом, с появлением звукового кино, стандартом стала частота, равная 24 кадрам в секунду. А сейчас фильмы в кинотеатре показывают с частотой 48 или 72 кадра в секунду. Каждый из 24 оригинальных кадров повторяют два или три раза, чтобы уменьшить мерцание. Считается, что частоты кадров в 72 Гц достаточно Contrast sensitivity of the human eye and its effects on image quality , чтобы изображение стало плавным.

Но это не совсем так. К примеру, пилоты ВВС могли Human Eye Frames Per Second
идентифицировать самолёт по картинке, которая появлялась перед ними только в течение 1/220 секунды, то есть они способны воспринимать 220 кадров в секунду. А ещё есть исследования Humans perceive flicker artifacts at 500 Hz , подтверждающие, что люди могут улавливать отдельные кадры даже при частоте в 500 Гц!

Читайте также:  Бета версия айос 12

Так что, если действительно записать какое‑нибудь сообщение и вставить в него 25‑й кадр, вы его увидите и сможете расшифровать безо всякого подсознания. И фильмы с таким «секретным» кадром у вас смотреть не получится: он будет рябить в глазах и отвлекать от просмотра. Наш ролик тому подтверждение:

Почему люди продолжают верить в эту глупость

25‑й кадр, в который наивно верят простаки, мошенники превратили в выгодный бизнес. Начиная с 80‑х в США стали продаваться разнообразные кассеты со звуко- и видеозаписями, которые были призваны помочь покупателям похудеть, бросить курить, обрести душевное равновесие, прокачать память и самооценку и прочими способами улучшить жизнь. Психологи Энтони Пратканис и Эрик Гринвальд провели Double‑Blind Tests of Subliminal Self‑Help Audiotapes масштабное слепое тестирование таких продуктов. Как и ожидалось, никакого эффекта чудо‑кассеты не возымели.

Но люди продолжают верить. В 90‑х 25‑й кадр пришёл и в Россию. Повсюду стали продаваться всё те же кассеты, с которыми можно и бросить пить, и выучить английский с нуля за месяц, и вылечить любую болезнь. Да что там 90‑е! Даже сейчас существуют разные онлайн‑сервисы, утверждающие, что обучат, исцелят и помогут посредством 25‑го кадра.

Так почему эта глупость ещё жива? Потому что очень многим людям не хватает критического мышления.

Ведь, чтобы потратить немного времени на штудирование исследований, опровергающих очередной глупый миф, нужно приложить некоторые усилия. А вот верить в то, что можно бросить пить или стать миллионером, посмотрев волшебный видеоролик, — просто и приятно. Признать, что ты делаешь глупости сам, — трудно, а вот свалить беды на станции телевещания, «облучающие» население 25‑м кадром, — это запросто.

Просто знайте: нет никаких доказательств влияния 25‑го кадра на сознание, подсознание, душу, энергию ци и другие подобные материи. Сам создатель этого мифа признался, что всё выдумал. Так кем надо быть, чтобы продолжать верить в 25‑й кадр? Ответьте на этот вопрос сами.

Воздействие звукосочетаниями

Присутствие или преобладание в словах гласной "и" вызывает впечатление чего-то маленького, а в ряде случаев попросту незначительного.

Был проведен оригинальный эксперимент: детям и взрослым представляли две одинаковые по форме, но разные по размеру абстрактные фигурки из картона. При этом предупредили, что одна из них называется "пим", а другая"пум". А затем испытуемых попросили определить, какая же из них "пим", а какая"пум". Более 80% опрошенных были убеждены, что маленькая"пим", а большая"пум".

Звук "о" производит впечатление мягкости и расслабленности, даже эмоциональной теплоты (т-о-о-лстый к-о-о-т).

Преобладание звуков "а" и "э" ассоциируется с эмоциональным подъемом. Этот эффект используют признанные поэты-песенники.

Звук "ы", много согласных, особенно шипящих, производят впечатление чего-то мрачного, неприятно непонятного.

Иллюстрации, изображающие людей, привлекают внимание примерно на 23% больше, чем изображения неодушевленных предметов. Среди всех персонажей рекламных обращений наибольшей любовью пользуются дети, женщины и собаки.

25-й кадр (сублиминальная реклама, англ. Subliminal message) – вымышленная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров.

Автор метода Джеймс Вайкери признал, что эксперименты, подтверждающие воздействие, были сфабрикованы. Несмотря на это, использование сублиминальной рекламы запрещено в ряде стран.

Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на подсознание. На самом же деле через подсознание проходит вся информация, поступающая в мозг, а затем для обработки той информации, которая будет воспринята как наиболее важная, подключается сознание. Таким образом, отсеивается огромное количество информации, которая по продолжительности восприятия может значительно превышать 1/25 секунды (например, обычная телевизионная реклама), а, следовательно, «скрытая» реклама уже в любом случае менее продуктивна, чем обычная.

В момент смены кадра кинопроектор закрывает объектив шторкой, чтобы не было мерцания на экране. Пока шторка 1-го аппарата закрыта, 2-й кинопроектор открывает свою шторку и показывает пресловутый «25»-й кадр, то есть кадр демонстрируется зрителю, так же, как и кино, ровно 24 раза в секунду, а общая частота смены кадров, таким образом, составляет 48 кадров в секунду. Длительность и яркость «25»-го кадра также занижены по сравнению с фильмом. Так как частота смены кадров на телевидении от 25 до 29.97 кадров в секунду (точнее, 50 или 60 полукадров соответственно), вставить посторонний кадр, который будет незаметен для зрителя невозможно.

В действительности 25-й кадр скрытым не является: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» рекламный кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю – в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа (при этом частоту кадров можно поставить значительно выше стандартных 25 кадров/сек, но всё равно уже далеко не «25-й» кадр будет бросаться в глаза). Простая аналогия: трудно различить речь отдельных людей в шумной толпе, но плач ребёнка отчётливо слышен на этом фоне.

Психологический эффект 25 кадра ещё в 1958 году официально опровергнут Американской психологической ассоциацией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Что значит спящий режим компьютера
В операционной системе Windows есть несколько режимов выключения компьютера – это обыкновенный режим, (который полностью выключает PC), режим гибернации и...
Чем открыть файл с расширением dat
После установки каких-нибудь программ, получения почты при помощи почтовых клиентов, на компьютере создаются .dat файлы. Чаще всего они почти не...
Чем отличается frontend от backend
Переводы , 13 апреля 2017 в 19:58 Мая Устинова Вы наверняка уже слышали эти модные в сфере программирования слова «фронтенд»...
Что значит сторнировать документ
Сто́рно (итал. storno — перевод на другой счёт, отвод; от stornare — поворачивать обратно) — в общем смысле возврат к...
Adblock detector